Статьи

Самоизоляция заканчивается. Что дальше?

В связи с covid-19 последние несколько месяцев весь мир «сидел по домам», большинство работ было переведено в онлайн, а все вопросы решались в сети. Стало очевидным, что для устранения некоторых проблем необязательно физическое присутствие человека: по клику клавиатуры мы можем запустить множество процессов – и это бесценный опыт в условиях постепенного возвращения к привычной работе. Как отмечают авторитетные специалисты, жизнь теперь не будет прежней как минимум до конца 2020г, а некоторые эксперты считают – до лета 2021г. Кроме этого, не исключается повторная волна заболевания. Не смотря на данные прогнозы, люди будут возвращаться в офисы, и, чтобы это возвращение произошло максимально безопасно, нужно учесть полученный опыт и принять меры для комфортного нахождения сотрудников в стенах бизнес центров.

Самоизоляция заканчивается. Что дальше?

Правительство Российской Федерации включило коронавирус в перечень опасных заболеваний.
Основание: Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715
«Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
В связи с этим у работодателей появляются обязанности, за невыполнение которых предусмотрена ответственность.
Основание: ст. 11, Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Все работодатели обязаны:
· выполнять требования санитарного законодательства;
· проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
· обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг

Ответственные владельцы зданий, руководители компаний и менеджеры стали задаваться вопросом, какие ныне существуют возможности и инструменты для организации безопасности. Это стало особенно заметно по запросам, получаемым компанией Merusoft в последнее время. Конечно, нет готовых стандартов или готового решения для организации рабочего процесса с учетом законодательных ограничений, соблюдения рекомендаций врачей и просто исходя из безопасности и здоровья самого ценного – сотрудников компании.  Однако мы разработали продукт для создания умного пространства –  Smart office – и хотели бы поделиться рядом мер, применимых в ваших офисах.

При выполнении обязанностей, предусмотренных различными законодательными актами и Постановлениями Правительства, большинство офисов и бизнес центров сталкивается с решением следующих задач:

Организация доступа в офис.

Как не допустить прохождение в здание заболевших людей? Массовая проверка температуры на входе – это первое, что начали делать еще до выхода на самоизоляцию. К сожалению, данная система несовершенна, создает очереди на входе, задействует дополнительные трудовые ресурсы.

Мы предлагаем решения для проверки температуры у всех входящих в здание без привлечения вспомогательного персонала, без очередей и с экономией времени. С помощью тепловизоров для СКУД обеспечивается блокировка доступа нездоровых людей ещё при входе в здание. И вы можете быть спокойны за здоровье своих сотрудников.

Самоизоляция заканчивается. Что дальше?
Самоизоляция заканчивается. Что дальше?

Организация рабочих мест.

После снятия ограничений на работу, большинство компаний поэтапно выводят своих сотрудников в офис. При этом, работать, как прежде, чаще всего нет возможности: чтобы соблюсти установленную социальную дистанцию между рабочими местами, многим владельцам пришлось бы увеличить площадь помещений в 2 раза. Поэтому приходится прибегать к нестандартными решениям, устанавливать посменный график работы (офис/дом) с незакрепленными рабочими местами. Некоторые компании начинают внедрять системы бронирования рабочих мест. Это означает, что сотрудник, находясь дома, может зарезервировать рабочее место из мобильного приложения. Запрос отправляется руководителю или в службу охраны труда, те, в свою очередь, принимают решение о нахождении в офисе. Далее сотруднику приходит уведомление о разрешении или запрете доступа. В случае положительного ответа, уже находясь в здании, он подтверждает рабочее место с использованием QR кода на рабочем столе или специального модуля BLE/NFC. Эта система так же позволяет руководителю (или ответственному) отслеживать нахождение работников на рабочих местах, осуществлять их поиск по закреплённому рабочему месту и регулировать количество людей, находящихся в офисе.

Организация соблюдения дистанции.

В офисе довольно сложно соблюдать дистанцию, особенно, когда ты привык обсуждать текущие проблемы «лицом к лицу», но большинство людей отдают отчет в собственных действиях и уже смирилось с новой реальностью. К тому же, современные технологии могут помочь людям избегать рисков, связанных с близким очным общением.

В качестве примера мы можем привести систему машинного зрения, анализирующую длину очереди в столовой в реальном времени. Пользователь имеет возможность посмотреть загрузку в мобильном приложении Smart Office или на портале и выбрать удобное время обеда, чтобы избежать скопления людей.

Кроме этого, можно использовать электронную очередь. Пользователь отправляет запрос о желании пойти на обед, а система его оповещает, когда лучше это сделать. При этом, он видит, сколько перед ним человек и среднее время ожидания. При достижении очереди приходит PUSH уведомление в приложении и/или e-mail. В результате, сотрудники экономят своё время, соблюдается рекомендованная социальная дистанция и уменьшаются риски.

Роспотребнадзор предлагает работодателям следующие профилактические мероприятия  на основании: Письмо Роспотребнадзора от 10.03.2020 N 02/3853-2020-27 «О мерах по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (вместе с «Рекомендациями по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников»).:
· расставить при входе в организацию аппараты с антисептиками для обработки рук;
· обеспечить измерение температуры тела работников в начале и в течение рабочего дня;
· отстранение работников от нахождения на рабочем месте при обнаружении у них повышенной температуры и признаков инфекционного заболевания;
· обеспечить контроль вызова заболевшим работником врача на дом;
· обеспечить контроль соблюдения самоизоляции работников на дому на установленный срок (14 дней) при возвращении их из стран, где зарегистрированы случаи COVID-19;
· информировать работников о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены;
· обеспечить регулярную и качественную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств. При уборке рекомендуется в первую очередь дезинфицировать особо «грязные» места: дверные ручки, выключатели, поручни, перила, телефонные трубки и т.д.;
· обеспечить наличие в организации не менее чем пятидневного запаса дезинфицирующих средств для уборки помещений и обработки рук сотрудников, а также наличие масок и респираторов на случай обнаружения носителей инфекции;
· проветривать рабочие помещения каждые 2 часа;
· обеспечить обеззараживание воздуха с помощью бактерицидных ламп

Юридическая ответственность за распространение COVID-19
В соответствии со ст. 236 Уголовного кодекса Российской Федерации за нарушение санитарно-эпидемиологических правил предусмотрена ответственность.
Если по вине работника (по неосторожности) заразятся люди, то ему может грозить одно из ниже перечисленных наказаний:
· штраф до 80 тысяч рублей;
· штраф в размере заработной платы за 6 месяцев;
· лишение права занимать определенные должности;
· право заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет;
· обязательные работы на срок до 360 часов;
· исправительные работы на срок до 1 года;
· ограничение свободы на срок до 1 года.
Если нарушение санитарно-эпидемиологических правил повлекло смерть человека (по неосторожности), то работнику грозит:
· обязательные работы на срок до 480 часов;
· исправительные работы на срок от 6 месяцев до 2-х лет;
· принудительные работы на срок до 5 лет;
· лишением свободы на срок до 5 лет.

Организация обеспечения санобработки помещений.

Вспомните листы уборки санитарных помещений в торговых и бизнес центрах. Это таблица с указанием времени, проведенных работ и подписи ответственного сотрудника. К ним применяются определенные правила, закрепляющие периодичность обработки.

Подобный регламент теперь определен для уборки всех помещений с массовым скоплением людей, период между обработками сокращён до 2 часов, а контроль за качеством ужесточился.

Отследить соблюдение правил уборки и дезинфекции становится важно не только для чистоты, но, и чтобы снизить риски заболеваний, а также возможных штрафов.

Мы предлагаем призвать на помощь систему позиционирования внутри помещений. Как это работает? Вместо заполнения традиционного журнала уборки сотрудникам выдаётся карта-маяк iBeacon (или используется мобильный телефон с возможностью сканирования QR-кода) для электронного подтверждения обработки помещений. В результате, на портале или в мобильном приложении бизнес центра в режиме реального времени можно увидеть какие помещения обработаны, и когда это было сделано.

Кроме этого, согласно регламенту, аппараты для обработки рук, находящиеся в офисе, должны быть заполнены дезинфицирующим средством. Чтобы не допускать опустошения этих аппаратов, мы предлагаем устанавливать специальные датчики IoT, контролирующие наличие жидкости и информирующие ответственный за это персонал. Оповещения так же могут приходить в приложении на телефоне.

Организация единого информационного пространства для всех сотрудников.

В условиях фактического нахождения в офисе, такие вещи, как новостная лента, e-mail рассылка и портал компании кажутся незначительными, т.к. часто все новости и распоряжения поступают от коллег и руководства при личном общении. Но в условиях, когда сотрудники находятся дома, электронные средства становятся основным источником информации. Самым логичным решением в качестве корпоративного новостного портала, средства информации о личных данных сотрудников с их контактами и многого другого, будет мобильное приложение. Используйте данные в реальном времени, управляйте ими, откройте для себя новые источники дохода и ценность для бизнеса с помощью аналитики, полученной из приложения.

Самоизоляция заканчивается. Что дальше?

И, главное, помните – сейчас мы получаем бесценный опыт, который теперь возможно воспроизвести в условиях, отличных от пандемии, но применимых в мирной жизни. Расширить границы своих знаний и использовать накопленные навыки для улучшения работы всего коллектива и бизнеса в целом, организовать настоящий умный офис и создать систему управления им с помощью одного клика.